Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.05.2024, 07:30
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Форма входа

Мой знак Зодиака

ГОСУСЛУГИ

СК БЕЛОГОРЬЯ

Посетители

Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Пользователей 5
Проверенных: 2
Модераторов: 0
Админов: 1
Из них:
Парней: 4
Девушек: 4

Статистика сайта

Поиск

Новость

Сколько сайту?

Закладки

Праздник дня

Фото дня

Облако тегов

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей

Занятия  в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности  школы  по  здоровьесбережению детей


Введение: постановка и обоснование актуальности проблемы

 Большинство взрослых ошибочно считают, что для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А как учиться, если  он устал, а впереди еще много работы? А как быть ребенку, если его   переполняют отрицательные эмоции? В соответствии с определением ВОЗ, здоровье – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

Но  среди жизнерадостных и спокойных, успешных детей в школе всегда найдутся  дети с нарушениями в эмоциональной сфере: с заниженной самооценкой с высоким уровнем тревоги, с проявлениями сниженного настроения, отрицательными реакциями и депрессивными проявлениями. В школе всегда есть дети с ослабленным здоровьем и чрезмерной утомляемостью, непоседливые и инертные, капризули, плаксы и чрезмерно тихие и послушные.

В ноябре 2009 года в нашей школе районным Центром диагностики и консультирования открыта сенсорная комната с многофункциональным оборудованием для занятий психогимнастикой. А значит,  у школы появились новые возможности, ведь научно доказано, что через движение и дыхание, стимуляцию зрения, слуха, обоняния, осязания и других рецепторов активизируется Его Величество Мозг.

Все новое требует новых знаний, новых усилий. Так возникла необходимость

·        в изучении возможностей сенсорной комнаты в здоровьесбережении,

·        в изучение опыта работы других психологов в сенсорной комнате,

·        в разработке структуры занятия, подборе  эффективных  упражнений, приемов и методик, снижающих психоэмоциональную нагрузку воспитанников,

·        в объединении отдельных  упражнений   увлекательным сюжетом, разработке  конспектов занятий,

·        в подборе фрагментов  музыкального сопровождения занятий в сенсорной комнате, доступных детскому восприятию.

Так в прошлом учебном году при поддержке районного Центра диагностики и консультирования педагогом-психологом разработана программа  развития эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста через курс занятий в сенсорной комнате. А в текущем учебном году школой подготовлен инновационный проект по той же проблеме. Школа реализует проект на муниципальном уровне.

Сущностная характеристика новации: цели, методы и приемы работы, ожидаемые или возможные результаты.

Курсом  психологических занятий в сенсорной комнате обеспечивается коррекция и профилактика нарушений детской психики: решаются проблемы снятия психического и физического напряжения, повышения общей энергетики организма и интеллектуальной активности, повышения самооценки и снятия тревожности, развитие способности к самоконтролю над эмоциями и поведением, формирование навыков конструктивного  взаимодействия, а в целом, гармоничного развития  ребенка. Как это происходит?

Сенсорная комната представлена  активационным и релаксационным блоком. Описание сенсорной комнаты  опустим, его можно найти в сети интернет.

Для созревания практически всех психических функций ребенка жизненно необходимо моторное развитие. Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают мышечные зажимы, способствуют обогащению и дифференциации сенсорной информации, связаны с эмоциями и процессами саморегуляции. Через повторение и подражание дети задерживают внимание на своих ощущениях и сравнивают их: напряженные и  расслабленные, резкие и плавные, частые, быстрые и редкие, медленные, дробные и цельные, слабые  пошевеливания  и неподвижность,  вращения и прыжки, свободное передвижение и столкновение, ощущение тяжести и легкости. Такое чередование движений рефлекторно восстановливает истраченную энергию и отличает психогимнастику от физкультуры.

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность. Раздражение вестибулярного аппарата  уравновешивает нервную систему. Ученые установили, что внутренняя вибрация при произнесении человеком определенных звуков имеет эффект массажа на внутренние органы. При этом разные звуки по-разному действуют на наш организм и влияют на наше самочувствие.

 Любые предлагаемые детям физические движения проигрываются через образы, насыщенные эмоциональным содержанием, – так происходит единство внимания, памяти, мышления, произвольности, эмоций и движения.

На занятиях в сенсорной комнате дети выполняют  упражнения на развитие общей и  мелкой моторики, зрительно-двигательную координацию и равновесие, растяжки, массаж для снятия мышечной усталости и повышения умственной активности.

Дыхательные упражнения обеспечивают энергетический обмен в организме, активизируют активность мозга, дыхание, сердцебиение. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над эмоциями и поведением. Частое дыхание обеспечивает высокую активность нервной системы. Урежение дыхания, выравнивание приводит к торможению нервной системы. Глубокое дыхание – лучший отдых для тела. Наши дети знакомятся  с разными типами дыхания и их разным значением для регуляции психического состояния.

Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, повышают межполушарное взаимодействие и энергетику организма. В игровых ситуациях дети отрабатывают движения  глаз по основным (вверх, вниз, направо, налево) и вспомогательным направлениям (по диагоналям, к центру), следят  за удаляющимся и приближающимся объектом.

Коммуникативные упражнения в парах учат «принимать и понимать партнера. Игры группой дают навыки взаимодействия. На занятиях в сенсорной комнате дети  учатся  читать чужие эмоции  и подражать им, правильно передавать и полноценно переживать свои эмоции, детям приходится преодолевать барьеры в общении и учиться регулировать свои поведенческие реакции. На занятии детям предлагаются пантомимические загадки, театр-экспромт, обсуждение   ситуаций, ролевые игры.

К подбору музыкального сопровождения занятия надо быть особенно осторожным. Музыкальное акустическое поле накладывается на акустическое поле человека и только при правильном подборе нормализует, гармонизирует все системы организма.

На занятиях в сенсорной комнате дети учатся самонаблюдению и расслаблению. Воссоздание зрительных слуховых, осязательных, обонятельных и других образов (визуализация)  происходит в обоих полушариях головного мозга и этим очень полезно. Некоторым детям очень трудно дается ограничение в речи и движениях,  переход в воображаемую тихую, спокойную, беззаботную обстановку.

  На таких занятиях есть возможность для самовыражения, творчества, а значит, все дети, каждый по-своему,  успешны. Вот путь к повышению самооценки. А творчество, как форма поисковой активности, является мощным фактором  повышения сопротивляемости организма к заболеваниям. Представим некоторые разделы программы.

Цель программы:

·        коррекция и профилактика нарушений эмоциональной сферы детей,

·        стимулирование интереса у школьников  к самопознанию и саморазвитию, здоровьесбережению.

Задачи:

·        снятие физического и психического напряжения учебного дня, повышение общей энергетики организма и интеллектуальной активности,

·        формирование адекватной самооценки и эмоциональной стабильности,

·        развитие способности узнавать, называть, принимать и переживать свои и чужие эмоции,

·        развитие самоконтроля над эмоциями и поведением,

·        формирование навыков конструктивного взаимодействия.

Программа реализуется с детьми старшего  дошкольного  и младшего школьного возраста. Оптимальное количество участников до 9 человек.

Программа рассчитана на 16 занятий  продолжительностью 35-40 минут  периодичностью один раз в неделю.

Структура занятия:

·        ритуал приветствия,

·        гимнастика (телесная и дыхательная, гимнастика для глаз),

·        коммуникативные игры на развитие эмоций, навыков конструктивного общения и приемлемого поведения,

·        релаксация,

·        завершение занятия,

·        ритуал прощания.

Методы и приемы работы:

·        обучение навыкам здоровьеформирования  через объяснение и показ,

·        психогимнастика  в  игровых упражнениях и игровых ситуациях,

·        самовыражение через пантомимические этюды,  слово, танец,  цвет, 

·        коммуникативные игры на приветствие, взаимодействие, ролевые игры,   обсуждение,

·        элементы сказкотерапии и визуализация,

·        ограничение в речи и движениях, релаксация,

·        самонаблюдение, элементы рефлексии.

Ожидаемый результат:

·        уменьшение числа воспитанников, имеющих на конец учебного года низкие баллы по шкале «эмоциональное благополучие»,

·        уменьшение числа воспитанников с высокими показателями тревоги и низкими показателями самооценки,

·        самостоятельное и активное использование детьми используемых в программе игр и упражнений  в режиме учебного дня  и дома.

Сюжеты  занятий  всегда интересны детям, отвлекают их от школьных буден, вызывают положительные эмоции и как нельзя лучше «преподносят» приемы  здоровьеформирования и здоровьесбережения.

В группу развития, кроме детей с эмоциональными нарушениями (частые отрицательные реакции и депрессивные проявления), выявленными по методу экспертной оценки, включены  дети с высоким уровнем  школьной тревоги   и  низкой самооценкой, с низким социометрическим статусом. Эти проблемы могут накладываться одна на другую и решаться одновременно. Во втором полугодии учебного года по результатам психологического обследования  формируются другие группы,  и курс занятий повторяется с другими детьми. Таким образом, за учебный год психологическую помощь в сенсорной комнате получают около 90 детей. Отдельные дети занимаются  весь учебный год, так как их проблемы долго остаются не решенными. Но практика работы показала, что они с удовольствием работают даже по знакомому сюжету.

На конец учебного года готовятся диаграммы, раскрывающие эффективность работы  с детьми за один курс  занятий  по каждой проблеме отдельно. Сравнительный анализ результатов работы со школьниками показал, что наибольшая эффективность наблюдается в работе

·        с первоклассниками (100%) и второклассниками (78%), так как их нервная система более пластична и податлива,

·        в работе четвероклассниками, так как они уже пробуют использовать полученный опыт занятий в повседневной жизни,

доля «изолированных» детей среди младших школьников на конец этого учебного года составила всего 2,7%. Результативность работы обсуждается с классными руководителями и администрацией школы.

Заключение: перспективы и возможности использования рассматриваемой новации.

Занятия  в сенсорной комнате с младшими школьниками открывают  новые возможности школы  по  здоровьесбережению детей. Мы собрали лучший материал психологов-практиков, внесли свое видение проблемы, разработали конспекты занятий и увидели конкретный результат  своей работы – дети становятся спокойнее и жизнерадостнее, они хотят быть здоровыми и с удовольствием переносят новые знания в свой детский опыт.   

За полтора года педагогом-психологом на школьном, муниципальном и региональном уровнях  уже даны открытые занятия и мастер-классы по проблеме коррекции эмоциональной сферы детей. Мы видели в глазах педагогов, психологов, заместителей директоров искорки интереса «и мы так хотим». Создание такой сенсорной  комнаты  не каждой школе под силу. Но возможно приобрести ее отдельные элементы: маты, мягкие туннели, батут, светильники мягкого приглушенного рассеивающего света, аквариум с рыбками, коврики для упражнений на полу, балансиры (легко сделать в школьной мастерской), большие и маленькие мячи.

На конкурс «Родники мастерства Белогорья – 2009» представлен конспект первого занятия с младшими школьниками в сенсорной комнате из данного курса. Мы хотим заинтересовать этой проблемой психологов школ и детских садов, и готовы поделиться программой, конспектами, методическими рекомендациями. 

Считаем, что организация  занятий в сенсорной комнате подчинена основной цели  психолого-педагогического сопровождения, является ее важным  звеном и, как показали первые результаты, очень эффективна в работе со школьниками.

Категория: Мои статьи | Добавил: theolog2 (09.06.2011)
Просмотров: 6534 | Комментарии: 1 | Теги: сенсорная комната, занятия с младшими школьниками, психология, здоровье | Рейтинг: 3.8/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: