Сайт Красникова М.Ю.
Мои файлы [7] |
Главная » Файлы » Мои файлы |
28.08.2014, 11:17 | |
ТЕМА УРОКА: ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Истинный показатель цивилизованности – не уровень богатства…не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Р. Эмерсон. ЦЕЛЬ УРОКА: Добиться усвоения основных понятий урока.
ЗАДАЧИ УРОКА: 1.Раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры. 2.Объяснить, какие элементы включает в себя элитарная культура. 3.Выявить влияние массовой культуры на современное общество.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА: Элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой "Обществознание" 9 класс, мультимедийная презентация, курс "Обществознание" диск 2, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, репродукция картины "Охотники на привале".
ХОД УРОКА. I. Проверка домашнего задания. /параграф 17, 18/. Фронтальный опрос.
НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС УЧЕНИКА, ДРУГА, УЧИТЕЛЯ. /ответы учащихся/.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН. 1.Основные формы культуры. 2.Субкультура – разновидность культуры.
1. Итак, мы переходим к изучение нового материала. Тема нашего урока "Формы культуры". И наш урок мне хотелось бы начать словами Р.Эмерсона. /прочитать эпиграф/. Таким образом, главная цель нашего урока – выяснить как культура может влиять на развитие общества в целом и на развитие каждого человека. С понятие "культура" мы познакомились на прошедших уроках. Вы уже познакомились с основными формами культуры: это материальная и духовная культура. Но существует еще одна классификация форм культуры. Выделяют 3 формы: -массовую, -элитарную, -народную. Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке. Впервые этот термин был введен испанским философом-идеалистом, представителем философии жизни, культурологом Хосе Ортега – и – Гассетом. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления и производства. Для появления массовой культуры потребовалась несколько условий: -достаточно высокий уровень образования масс, -наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг. -наличие средств, способствующих распространению массовой культуры. ? Что мы понимаем под такими средствами? /СМИ – радио, телевидение, видеотехника, компьютерная техника/. Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии 1870-1890 годах закона об обязательной грамотности. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего умения читать. Затем появилось радио, телевидение, тиражирование записей на различных видах носителей, Интернет. В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая. ? Вы согласны с этим мнением? Почему? /Потому, что массовая культура способна при продаже приносить прибыль, создается ради прибыли/. Как в любом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф существуют за счет рекламы. Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда, киноиндустрии Индии. В настоящее время американский кинематограф заполонил весь мир. Такой же коммерциализации подверглись также: -книгопечатание, -пресса, -музыка, -фотография, -живопись. Массовая культура оказывает большое и своеобразное влияние на человека, в том числе и психическое. Существует термин "внушение и заражение". В результате такого воздействия массовой культуры человек становится как бы зомбированным, зараженным "бациллами" коллективного настроения массовой культуры. Через СМИ навязываются человеку кумиры, образы мыслей и образ жизни. В настоящее время термин "массовая культура" заменен понятием "поп - культура". Она демократична, обращена ко всем слоям общества. Массовой культуре противопоставляется элитарная культура. Элитарная происходит от слова "элита", что означает лучшее, избранное. Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это высокое искусство. Его девиз "Искусство для искусства". Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства. К элитарной культуре относятся фильмы Феллини, Тарковского, Куросавы, картины П. Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Шагала, музыка Шнитке, Дюваля, романы Пруста и Джойса, балетное и оперное искусство. Круг почитателей элитарной культуры – высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты. Уровень образованности населения страны растет тогда, когда почитателей элитарной культуры становиться больше. Элитарная культура является источником идей, приемов, образов для массовой культуры. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие и позволяет существовать и развиваться современной культуре.
В отличии от двух уже представленных форм культур народная культура создается самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура – это особый пласт культуры, наиболее устойчивая ее часть, хранилище традиций. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности и воззрения. Ее произведения передают из уст в уста. Даже если ее достоянием становится авторское произведение, то авторство вскоре забывается. Вспомните, например, песню "Катюша". Кто автор слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет. Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор – это устное народное творчество. Ученые, занимающиеся изучением фольклора называются фольклористами. Отличительной чертой фольклора является то, что он локализован, т.е. связан с отдельной местностью.
2. Второй пункт плана нашего урока – это изучение понятия "субкультура". Общество распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, и постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил. Субкультура. "Суб" – первая составная часть сложных слов, означающая "подчиненный, подначальный, неосновной, неглавный". Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. ? Как вы считаете, чем будет отличаться субкультура от доминирующей культуры? /Языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, одеждой, обычаями/. Выделяют несколько видов субкультур: -пожилых людей, -профессиональная, -национальных меньшинств, -преступного мира, -молодежи. И сейчас мы с вами рассмотрим самую близкую вам субкультуру. Молодежная субкультура явление сравнительно молодое. Возникло в 50-х годах 20 века, тогда когда появляются неформальные молодежные объединения. /сообщения учащихся/. /диск 2 "Обществознание", тема 38/.
III. Закрепление нового материала.
-Определите, к каким формам культуры относятся представленные произведения искусства.
1.Репродукция картины "Охотники на привале" – массовая культура. 2.Рассказать анекдот про Вовочку. /один из учеников/ - народная. 3.Отрывок из оперы - элитарная культура.
-Установите соответствие между типами культур и их признаками: А). Массовая, Б). Народная, В). Элитарная. 1. Неизвестно авторство большинства произведений. 2.Оринтированность на коммерческий успех. 3.Посещение концерта классической музыки. 4.Передается из поколения в поколение. 5.Стремление к получению прибыли. 6.Необходимость специального образования. 7.Повышение роли кино и телевидения.
IV. Домашнее задание. Параграф 19, практикум в конце параграфа, в тетради выпишите "+" и "-" массовой культуры.
И, в заключении нашего урока, мне хотелось бы привести цитату из высказывания культуролога Х. Ортега-и-Гассета. "Массовая культура ведет к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию массового человека, которым легче манипулировать".
Фамилия, имя _________________________________________________
КЛАСС__________________________________
ТЕСТ на закрепление материала по теме: "ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ"
А.элитарной. Б.народной. В.массовой Г.духовной.
А. массовой Б. элитарной. В. народной. Г.материальной.
А. Связь с творчеством. Б.Сложность и противоречивость. В.Недоступность. Г.Высокий уровень коммерциализации.
А. народная. Б. массовая В. духовная. Г. элитарная.
А.. народной. Б. массовой В. элитарной Г.культуры как таковой. | |
Просмотров: 2126 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||